Юрий Степанов

Несмотря на страстное желание родителей обеспечить для сына стабильное будущее, чтобы Юрий Степанов получил в итоге «серьезную профессию», сам он неизменно рвался к сцене и театру. И преуспел как в кино, так и на театральной сцене. Добродушного и гениального «гражданина начальника» Пафнутьева запомнила вся Россия. Впрочем, кроме него у Юрия Степанова было великое множество ролей.

Детство и юность

Юрий родился в Черемховском районе в деревне Рысьево. От Иркутска – сто пятьдесят километров. Его отец и мать были обыкновенными рабочими людьми, он – агроном, она – преподавательница естественных наук. В школе Юрий не хватал звезд с неба, потому что почти ничего не вызывало интереса – кроме чтения.

Как только Юра принимался пересказывать прочитанную книгу, весь класс замирал с открытыми ртами.

Детство Юрия Степанова было обычным для того времени – охота, ловля рыбы, копание картошки, пчеловодство и строительство. Одним словом, выживать он умел. Но в первом же творческом кружке, в местном Доме культуры, где была директором Ольга Фирсова, Юрий понял, что ему очень нравится заниматься именно актерством. Несмотря на несогласие с родителями – те хотели, чтобы сын стал охотоведом, он поступил в Иркутское театральное училище.

Отец полагал, что это увлечение временное, однако, после получения Юрием красного диплома, он прошел испытание приемной комиссии ГИТИСа, как раз заглянувшей в Иркутск. В результате, Степанов по совету Фирсовой, отправился в Москву, обучаться у Петра Фоменко.

Мастерская Петра Фоменко

Курс, на который поступил Юрий, стал, в итоге, основой для созданной впоследствии труппы Московского театра, которая так и называлась «Мастерская Петра Фоменко». До какого-то момента Степанов работал лишь в Театре Фоменко и нигде больше, но сам он считал это большим достижением. В этом театре он успел сыграть Гришу из «Варваров», Васю из «Балаганчика», Бенджамина из «Шума и ярости», Собачкина из «Владимира III степени», Чебутыкина из «Трех сестер», Горбуна из «Приключения» и многих других.

Актерская природа Степанова требовала постоянных импровизаций, умения несколько преобразовывать текст роли, как бы существуя над ним. Он обладал прирожденным даром лицедея, а также открытым, обаятельным лицом и полной фигурой, что впоследствии позволило Юрию примерить на себя огромное количество разнообразных образом: беспощадно-ироничный и лиричный, жестокий и смешливый, серьезный и даже беспомощный.

Здесь будет кстати отметить, что природа наградила Степанова послушным и «артистичным» телом, которое, несмотря на полноту, было удивительно пластично и выразительно. Это позволяло ему быть убедительным в любой роли. При этом кого бы он ни играл, он всегда был узнаваем. Его солидную фигуру, широкое лицо, основательную походку, увидев однажды невозможно было забыть.

После роли Ислаева из «Месяца в деревне» стало очевидно, что границ амплуа для Степанова попросту не существует, равно как и понятия, которое принято было называть «чистотой жанра».

Кино

Сам Степанов признавался, что кино стало для него заразной вещью: «Всего пара дублей, чтобы уловить необходимое состояние… Ловишь кайф и летаешь, как птица!».

Особым фильмом для Степанова стала картина «Время танцора», снятая Вадимом Абдрашитовым. Сам он вспоминает об этом режиссере, как о своем крестном отце в кино. Здесь актер приобрел огромный опыт и багаж, несравнимый ни с какими деньгами.

И хотя кинопроб в жизни Степанова было немалое количество, на одну из самых заметных в своей жизни ролей он попал без пробы вовсе. Когда Николай Досталь увидел Юрия, сразу сказал – он будет играть и точка. Затем началась почти круглосуточная работа: на съемочной площадке «Гражданина начальника» почти не оставалось времени на обсуждение роли, поэтому режиссер и актер встречались ночью и почти до утра обсуждали все нюансы дневной работы. А позже – приходили на площадку и снимали сериал, про детектива, которого никто не воспринимает всерьез, до тех пор, пока не окажется в его цепких руках.

Неподдельный профессионализм Юрия Степанова сделал его весьма востребованным актером, в результате чего, его требовали в свои фильмы Учитель и Лунгин, Балабанов и Мороз… Пока однажды все не закончилось.

Конец

Последним спектаклем Степанова стали чеховские «Три сестры». Когда поздним мартовским вечером актер вышел из театра, после спектакля, и поймал попутку, он не подозревал, что эта поездка станет для него последней. В 0:45 ночи актер с водителем ожидали своего зеленого света на перекрестке улиц Шкулева и Люблинской. В это время они почувствовали ощутимый удар сзади – в их ВАЗ врезалась Mazda. Четверку выбросило вперед, на встречную полосу и тут же сбило проезжавшим автомобилем. В результате полученных травм Юрий Степанов скончался на месте.

"Юрий Степанов" - Версия для печати
Нам необходимо убедиться, что вы не робот.
1 + 0 =
Введите результат этой простой задачи. Например, для 1+3 введите 4.