Черкесский женский костюм

Под черкесским женским костюмом историки моды и этнографы понимают адыгейский костюм. Изящество черкешенок поражало воображение многих русских поэтов, и во многом – благодаря их богатым и в то же время изысканным нарядам. Этот костюм окончательно сформировался в XIX веке.

Свое и чужое

Внешний вид костюма во многом определяется качеством ткани и других материалов. В Адыгее еще много столетий назад умели ткать очень хорошее сукно. Делали здесь и вполне качественный войлок. Впрочем, домотканые материалы, которые всегда имели очень большой спрос у соседей, у самих адыгов не особенно котировались. Одежду из «своего» сукна, каким бы качественным оно ни было, носили преимущественно бедные девушки. Их более состоятельные соплеменницы предпочитали заморские ткани. Достать их было нетрудно. Материала на черкесское платье требовалось много, поскольку юбки были со вставными клиньями и сильно расклешенными. А вот украшали свою одежду девушки сами. С ранних лет их учили вышивать и ткать тесьму. Орнамент был лаконичным, но очень выразительным.

Войлок применялся главным образом в мужских костюмах. Женщины делали из этого материала почти исключительно обувь.

Корсет и кафтан

Стройная фигура черкешенки-аристократки формировалась благодаря специальному корсету. Шился он из сафьяна, а спереди и сзади в него вшивались специальные дощечки, которые не давали груди слишком сильно развиваться и в то же время препятствовали искривлению позвоночника. Благородная девушка должна была носить корсет до замужества. А вот крестьянкам приходилось обходиться без него. Под платьем девушки носили кафтан – облегающую длинную одежду. В некоторых районах Кавказа он считался верхней одеждой с высоким воротником и вставкой из бархата, на которой были серебряные застежки. У кафтана были длинные рукава. Часто их делали до запястья и узкими, но могли быть и очень длинными, закрывающими кисти. Все швы кафтана были отделаны галуном.

К началу двадцатого века кафтан почти вышел из обихода. От него остался только один элемент – вставка.

Самое изящное платье

Женщины и девушки из знатных черкесских семей носили довольно сложные по крою платья. Девичий наряд очень сильно отличался от костюма замужней дамы. Крой был примерно одинаков, однако по цвету и украшениям можно было сразу определить семейное положение хозяйки платья. Молодые девушки никогда не носили пестрых платьев. Не в ходу были оранжевые, ярко-синие, ярко-зеленые, желтые ткани. Девушки шили свои наряды из красного или белого шелка или парчи. Рукава были чаще всего до локтя. Платье представляло собой верхнюю одежду, но мехом девушки его не подбивали - это дозволялось только женщинам очень преклонных лет. Юной черкешенке гораздо больше походил стеганый наряд. Оформление было скромным, но чрезвычайно сложным и изысканным – например, вышивка золотом по подолу и рукавам. Черкешенки предпочитали растительный орнамент. Замужние женщины чаще всего носили темные платья – черные или коричневые, почти без украшений. Отличались костюмы и головными уборами. Девушка носила шапочку, шитую золотом, замужняя женщина – платок. Что касается пояса, то в разных районах Адыгеи его носили поверх платья или под ним.

С головы до пят

Что касается обуви, то ее делали из кожи или войлока. Крестьянские девушки и служанки могли себе позволить летом ходить босиком. Знатные женщины носили чувяки. Цвет их свидетельствовал о положении семьи. Например, красную обувь могли носить только дворянки. Черкешенки очень любили украшения. Пожалуй, единственное, что не пользовалось популярностью – бусы. А вот серьги, браслеты, кольца носили все.

"Черкесский женский костюм" - Версия для печати
Нам необходимо убедиться, что вы не робот.
2 + 4 =
Введите результат этой простой задачи. Например, для 1+3 введите 4.