Стемма

Слово стемма в разное время получало разные значения: оно означало древнегреческие лавровые венки, древнеримские родословные древа и византийские короны.

Древняя Греция

В Древней Греции этим словом обозначались лавровые венки, которые обвивали белой шерстью. Венки надевали во время религиозных ритуалов жрицы. Если же такой венок надевал простой человек, это означало, что он просит о защите и покровительстве. Кроме того, существовал обряд для увеличения урожая, в котором лавровые венки играли важную роль: быка, предназначенного в жертву, украшали стеммами и тениями (то есть лентами), а женщины надевали на головы венки из цветов, которые тоже именовались стеммами.

Древний Рим

Когда родословную стали схематично рисовать в виде дерева, слово «стемма» перешло и на этот рисунок генеалогических связей.
Из греческого это слово перешло в латинский язык, правда, значение его изменилось. В Древнем Риме стеммами (или стемматами) называли «родословное древо» или «родословные ветви», притом древние римляне имели в виду ветви в буквальном смысле этого слова. Дело в том, что они выставляли бюсты своих предков, располагая их в хронологическом порядке, и соединяли их между собой венками и лентами.

Византия

Византия, как ранее Рим, тоже унаследовала слово «стемма» и тоже поменяла его значение. Здесь стемма наряду со скипетром относилась к регалиям императора. Вместо лаврового венка императорам на голову возлагали золотые обручи, которые обильно украшались драгоценными камнями и жемчугом. С обруча на плечи свисали подвески в виде золотых цепей, именовавшиеся катасистами. Сначала стемму надевали на непокрытую голову, а затем – на матерчатую шапочку. Над головой коронованной особы перекрещивались две дуги, на месте пересечения был закреплен крест.

Женская стемма делалась без подвесок и сверху ее покрывала алая ткань. Изображение этих корон сохранились на византийских иконах, в частности, подобные стеммы увенчивают голову Девы Марии в образе Царицы Небесной.
Греческая царевна Анна Комнина (1083-1153), дочь императора Алексея Комнина, описывала царскую стемму так: «...она со всех сторон украшена жемчугом и драгоценными камнями, из которых одни лежат на ней, а другие свешены, потому что на висках справа и слева спускаются нитки жемчуга и камней и ударяются о щеки. Это-то и есть отличие собственно царской одежды. Венцы кесарей только по местам украшаются жемчугом и камнями и сверху не имеют полушария».

Позднее к золотому обручу стали крепить шесть треугольных пластин, которые походили на лучи вокруг коронованной особы – так из лаврового венка родилась корона.

Нам необходимо убедиться, что вы не робот.
3 + 1 =
Введите результат этой простой задачи. Например, для 1+3 введите 4.