Мариано Фортуни-и-Мадрасо

Мариано Фортуни-и-Мадрасо (Fortuny y Madrazo) – знаменитый в свое время испанский дизайнер, творивший на рубеже XIX-XX столетий, чьи работы были источником вдохновения для писателя Марселя Пруста. Мариано запатентовал несколько своих разработок как в области дизайна одежды, так и в сфере театрального освещения. Стиль Фортуни-и-Мадрасо узнаваем до сих пор, однако широкой публикой его имя незаслуженно забыто.

Художник и новатор

Мариано Фортуни-и-Мадрасо родился в Гранаде в 1971 году, в семье прославленного художника Фортуни-е-Марселя. Мальчик с детства посвящал все свое время искусству: он много путешествовал, занимался живописью, графикой, скульптурой, архитектурой и даже фотографией. Женившись на швее Анриэтте Негрин, принял решение посвятить себя моде и дизайну женской одежды.

В конце 1890-х гг Мариано открыл для себя искусство набойки и создал несколько коллекций гобеленов, бархата и парчи в венецианской технике XIV-XV вв. В 1901 году он продемонстрировал в Париже полноценные наряды, созданные из этих материалов. Вскоре последовало настоящее открытие – он запатентовал особый способ плиссировки шелка, который получил название «плиссировка Фортуни». Мариано – один из первых дизайнеров, отказавшихся от корсетов и прочих неподъемных, деформирующих женское тело конструкций, обратившийся к моде античности. Его «дельфосы» – струящиеся наряды в античном стиле – были любимы легендарной актрисой Сарой Бернар и танцовщицей Айседорой Дункан.

Плиссировка Фортуни отличалась тем, что складки очень долго сохранялись, при этом сама ткань оставалась воздушной и легкой.

Вагнер и абажуры

Другое увлечение Мариано – дизайн абажуров. Он был страстным поклонником Вагнера и стремился перенести его принципы синтеза искусств в сферу декоративно-прикладного искусства. Он также использовал световые эффекты постановок Вагнера; игра цвета и света стала его основной задачей. Фортуни-и-Мадрасо удалось добиться значительных успехов: он запатентовал ряд своих разработок, и вплоть до 80-х годов XX века никому не удавалось скопировать его светильники ввиду технических трудностей.

За всю свою карьеру Мариано ни разу не повторил себя в орнаменте или цветовой гамме.

Что касается декора, абажуры Мариано создавал из натурального шелка собственного изготовления. Фирменный опаловый оттенок, изощренные узоры, на которые дизайнер а вдохновляли старинные вышивки, ткани, гобелены, а также шелковые шнуры, кисти и стеклянные бусы – вот составляющие стиля Фортуни.

"Мариано Фортуни-и-Мадрасо" - Версия для печати
Нам необходимо убедиться, что вы не робот.
2 + 0 =
Введите результат этой простой задачи. Например, для 1+3 введите 4.