Рене Лалик: хрустальный ювелир XX века

Рене Лалик – легендарный французский ювелир, художник по стеклу и предприниматель, корифей эпохи ар нуво. Лалик стоит в ряду с такими гениями ювелирного искусства, как Фаберже, Тиффани, Галле и Картье. Среди прочего, он создавал украшения для Сары Бернар и российской императрицы Александры Федоровны.

Король ар-нуво

Рене Лалик начал карьеру как ювелир, однако его увлекали поделочные материалы – янтарь, перламутр, бирюза, кораллы, опал, барочные жемчуга и т.п. Ему удалось создавать произведения искусства с использованием «антиклассических», полудрагоценных материалов. Он не брезговал ни дешевыми камнями, ни даже стеклом. Кроме того, он ввел в ювелирный обиход новые сюжеты: место приевшихся розочек заняли ирисы, слащавых бабочек – пауки, стрекозы и змеи. Основными украшениями с легкой руки Лалика стали броши и браслеты.

Работы Лалика были воплощением царствовавшего тогда стиля ар нуво с налетом японского стиля (европейские художники той поры были чрезвычайно увлечены Востоком и прежде всего Японией). Его украшения и элементы декора (вазы, люстры, бра и т.д.) являли собой причудливое сочетание, казалось бы, несочетаемых материалов. Плавные текучие линии, неожиданные материалы, изысканная цветовая палитра – составляющие фирменного, узнаваемого во всем мире стиля Lalique.

Переломный момент наступил в карьере Лалика, когда он обратился к стеклу. Он начал выпускать невероятные изделия из разноцветного, причудливо изогнутого стекла.

Техника изготовления лаликовского опалесцентного стекла до сих пор хранится в тайне.

Феноменальный успех

В конце XIX столетия Лалик изготовлял украшения для величайшей театральной актрисы Сары Бернар. Согласно легенде, подтвердить подлинность которой пока невозможно, именно она свела его с Калустом Гюльбенкяном, кувейтским магнатом. Он стал меценатом Лалика; в музее Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне сегодня насчитывается порядка 150 различных предметов искусства авторства Лалика.

Наиболее знаменитыми работами Рене являются скульптуры из хрусталя Флореал, Таис и Сюзанна, вазы Вакханки, Неразлучники и Лучники, брошь Сары Бернар «Женщина-стрекоза». Самой дорогой является брошь «Поющие птицы» из традиционных бриллиантов и золота. В 1900 году Рене был удостоен Ордена Почетного Легиона, а на Всемирной выставке в Париже он получил Гран-при. В 1905 году Лалик подписал крупный контракт с фирмой «Коти» и стал разрабатывать флаконы для духов.

Знаменитый бренд Nina Ricci использует флаконы Lalique до сих пор.

Слава Лалика была настолько велика, что на Всемирной выставке 1926 года у него уже был собственный павильон. Последующие годы и вплоть до своей смерти в 1945 году стеклянных дел мастер занимался крупными формами: декорировал интерьеры гостиниц, отелей, ресторанов и даже церквей.

В 2010 году в Московском Кремле состоялась крупная ретроспективная выставка Рене Лалика. По счастью, творчество дизайнера не забыто и продолжает вдохновлять.

"Рене Лалик: хрустальный ювелир XX века" - Версия для печати
Нам необходимо убедиться, что вы не робот.
1 + 17 =
Введите результат этой простой задачи. Например, для 1+3 введите 4.