Биографический портрет: Виктория Токарева

"А наутро она проснулась знаменитой" - так обычно говорят про актрис после выхода на широкие экраны знакового фильма. Или про певиц, балерин, художниц после удачного концерта, спектакля, нашумевшей выставки. Но к писательнице Виктории Токаревой эта фраза относится в полной мере. Первую известность и славу ей принес рассказ «День без вранья», опубликованный в 1964 году в журнале «Молодая гвардия», выходивший многотысячным тиражом. А потом были еще рассказы, новеллы, сценарии «Джентльменов удачи», «Мимино», «Шла собака по роялю» и других кинохитов.

Начало. Истоки

Ноябрь 1937 года. Ленинград. В семье рядовых советских инженеров родилась дочь. Назвали Викторией, словно заранее обозначив жизненный путь будущей победительницы (Виктория — победа). Но до побед было еще далеко, а пока была эвакуация из города на Неве, жизнь в глубоком тылу, возвращение в домой без всякой надежды и даже призрачных намеков на ту талантливую и яркую судьбу, которая ждала впереди.

В юности Виктория мечтала стать врачом, но конкурс в медицинском институте оказался слишком велик — она не преодолела проходной балл. Возможно, девичья мечта была продиктована модой на профессию врача, а не убеждениями, поэтому девушка, не особо расстраиваясь, подала документы в музыкальное училище на класс фортепиано и благополучно поступила. После окончания учебы Виктория решила все же получить высшее образование, но медицина уже не входила в ее планы.

Признание

Дело в том, что судьба начала подавать ей знаки, в каком направлении следует двигаться. Работая после окончания училища в средней школе и неся детям основы музыкальных знаний, Виктория начала писать. В таких случаях говорят, что в человека попал «вирус» писательства, от которого невозможно отделаться. В данном случае «вирус» попал в того, в кого надо. По стечению обстоятельств с ее первыми работами познакомился поэт Сергей Михалков. Он даже подписал ей свою книгу: «Пиши-пиши, но не спеши», что означало — не халтурь. Это был шанс. Начинающая писательница не упустила его, и в 1962 году по протекции Михалкова поступила на сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии.

Первая публикация — рассказ «День без вранья» привлекла к себе внимание и читателей, и критиков. Это было первое официальное признание. Молодому автору предложили написать киносценарий по сюжету рассказа. Токарева прекрасно справилась с заданием, и в 1968 году фильм под названием «Урок литературы» вышел на экраны. Сомнений в своем истинном предназначении и подлинном призвании у Виктории не оставалось — только писать, сочинять, творить. Все, что требовалось для этого — талант, упорство, высокая работоспособность, у Токаревой было.

О серьезных проблемах — простым языком

О таланте Виктории Токаревой писать просто, с легкой иронией о вещах, являющихся для людей серьезными, знаковыми, говорил известный критик Владимир Новиков. Да, писательница выбрала такой стиль, такую манеру повествования, которые были понятны и близки и интеллигенту, обремененному несколькими высшими образованиями, и слесарю-сантехнику, и домохозяйке. Язык, ситуации, обстоятельства — все знакомо, все узнаваемо. Пишет, как дышит, — это о Виктории Токаревой.

Простоту языка, сюжетов, героев Токаревой нельзя принимать за банальность или заигрывание с читателем. Простота – лишь верхняя часть айсберга, право рассмотреть, что скрыто, автор предоставляет читающему.

Рассказы молодой писательницы публиковались в прогрессивных для того времени журналах «Юность», «Новый мир». Первый сборник рассказов и повестей «О том, чего не было» был издан в 1969 году. С 70-х годов книги Виктории Токаревой не появлялись на прилавках книжных магазинов в большом количестве с обвальными тиражами. По сути, за два десятилетия было выпущено всего 4 книги писательницы. Почему это происходило, не совсем ясно, потому что она была востребованным автором. Зато признанные советские критики, не очень-то щедрые на лестные эпитеты, писали, что произведения Токаревой по праву могут быть причислены к классике отечественной литературы.

Тематика повестей и рассказов Токаревой близка каждому – дружба, любовь, непонимание, одиночество, предательство, разлука… Критики отмечали, что проза писательницы в этом смысле перекликается с работами Василия Шукшина.

Виктория Токарева не только блестящий автор, она и сценарист превосходный. Многие популярные отечественные киноленты создавались по ее сценариям: «Мимино», «Джентльмены удачи», «Шляпа», «Сто грамм для храбрости», «Ты есть...», «Кто войдет в последний вагон» и др.

Токарева — автор бестселлеров

Начало 90-х ознаменовалось для Виктории Токаревой настоящим издательским бумом: каждой новой книге была уготована участь бестселлера. Издательства боролись за получение права на публикацию последних произведений. В этот период Токарева — одна из самых издаваемых и востребованных отечественных авторов-женщин. Ее книги издаются многотысячными тиражами не только в России. Повести и рассказы печатаются на итальянском, английском, французском и даже китайском языках. При этом сама Виктория Самуиловна очень скромно и с присущей ей иронией отзывается о своем таланте: «Чехов был гений, а я так — погулять вышла».

Виктория Токарева — член Союза писателей с 1972 года, обладатель ордена «Знак Почета» (1987 г.). В настоящее время писательница живет и работает в Москве.

"Биографический портрет: Виктория Токарева" - Версия для печати
Нам необходимо убедиться, что вы не робот.
2 + 8 =
Введите результат этой простой задачи. Например, для 1+3 введите 4.